WWW.ANARH.RU



"Гаванский зигзаг" Оливера Стоуна

       Всегда было ясно, что режиссер хоть и осторожный, но отнюдь не безнадежный человек. Как в смысле искусства, так и в политическом. В "JFK" весьма убедительно выглядит патология американской государственности, в "Прирожденных убийцах" нам улыбается окровавленными губами само общество, обнажая в киностриптизе свой противоестественный характер, в "Доорз" на сцену выходит поэт, у которого здесь не может быть будущего, если не считать кислотного сна, "Взвод" назывались в республиканских газетах "последним выстрелов вьетконговцев в нашу сторону" и т.п. В Голливуде все привыкли, что мэтр неравнодушен к "неокультуренным" индейцам, "фанатичным" марксистам и "неконтролируемым" рок-звездам. Должны же быть у международной звезды причуды? С какого-то момента это даже стало нравиться публике и коллегам. Прилагательное "красный" года с 90-ого перестало быть ругательством и теперь значило скорее "фрик", "чокнутый", "не в себе", его теперь говорили комическим голосом, в смысле "чем бы гений не тешился :".
       Этого хватило всем, кроме самого Стоуна. Сначала он записывается в поклонники субкоманданте Маркоса, поднявшего на юге Мексики восстание против транснациональных компаний, решивших занять индейские земли, спилить леса и поставить там нефтяные вышки. Все, кого подозревали в "излишнем влиянии" на киноклассика, смешиваются в этом движении: индейцы стреляют из леса, левые по всему миру активно их поддерживают, не говоря уже о рок-музыкантах, давно обеспечивших сапатистской борьбе статус "модного восстания" своими фестивалями в поддержку и майками с лозунгами солидарности. Стоуна видят в партизанском лесу с камерой на плече. Он участвует в мирном пропагандистском марше восставших на Мехико в апреле 2001-ого. Параллельно ФБР решает сложный софистский вопрос, включать сапатистов в список "международных угроз демократии" т.е. террористических организаций, или пока рано? Подчеркнутая ангажированность "увлекшегося" Стоуна уже на грани приличия. Иначе говоря, режиссер опять выступает против интересов своей страны, а точнее, её финансовой и политической элиты. Возможность фильма о сапатизме, подписанного столь громким автографом, это однозначная победа мексиканских партизан на культурном фронте, аналогичная той, которую только что имели ирландские повстанцы на последнем берлинском кинофестивале, где главного медведя взял фильм Гринграсса "Кровавое воскресенье" о подавлении знаменитого восстания в Дерри. Сама возможность стоуновского киносапатизма нервировала истеблишмент и заранее вызывала путанные истерики в прессе, хотя режиссер никаких планов на этот счет не озвучивал, лукаво улыбался и отвечал в том смысле, что точно не знает, может быть оставит всё снятое пока для личного архива, надо бы, мол, посоветоваться с Маркосом, а если что и монтировать, пускай сначала сами индейцы поглядят, обсудить с ними, их мнение важнее кинокритики и кассовых сборов.
       Пресса делала всё, чтобы свести "сапатизм" Стоуна к "ироничному щекотанию наших нервов". После 11-ого сентября он заявляет по ТV, что Бен Ладена вряд ли поймают, но не потому, что это очень трудно, а потому что невыгодно корпоративной нефтяной мафии и дальше пускается в пересказ еретических идей профессора Наума Хомски о связи экономических кризисов и мировых войн. Интервьюер, задавший вопрос, честно признался потом: "Лучше бы мы его об этом не спрашивали".
       И вот новый жест режиссера, над перевариванием которого придется еще сильнее попотеть: в марте он едет на Кубу. Предлагает встречу Фиделю Кастро. Фидель приглашает его на обед. Вместо запланированных сорока минут они говорят шесть часов. Стоун заинтригован логикой, мышлением и страстью Фиделя, а так же тем, что у него остается время для современного кино. Он сдает обратный билет, приостанавливает все текущие дела в Штатах и вызывает к себе в Гавану всех тех, с кем обычно работает над фильмами, сбивающими призовые статуэтки, как кегли в боулинге. В данный момент начаты съемки документальной картины "В поисках Фиделя" - о кубинской революции, карибском кризисе, прошлом, настоящем и будущем империализма и борцов с ним, а так же о жизни простых участников герильи и строителей кубинского социализма. Всё это вполне укладывается в план Кастро сделать Кубу из "последней страны красного блока первой страной новой альтернативы". Не зря антиглобалисты во время махача в Квебеке не только черными, но и кубинскими флагами махали. Фидель остается единственным государственным лидером, публично поддерживающим ЭТУ сторону в регулярных беспорядках.
       Администрация американской Киноакадемии уже оперативно высказалась в том смысле, что, с одной стороны у нас, конечно, свобода творчества, но с другой: экономическое эмбарго против Острова Свободы никто не отменял, а господин Стоун как-никак гражданин США, конгресс которых не собирается убирать "режим Кастро" из списка неблагонадежных стран, ну и дальше как всегда про полит.заключенных и отсутствие священного права на частный бизнес. Стоун проигнорировал этот визг. Про политических узников он и раньше отвечал, что их полно и в США и начинал загибать пальцы с Пэлтиэра и Мумии Абу Джамала, так что чья бы корова : При его авторитете можно найти спонсоров и продюсеров на любой фильм и поставить его в программу любого фестиваля. Он явно нарушил невидимую границу корректности, доказывая себе и своим зрителям, что его "левизна" это несколько больше чем интригующий выпендреж. Сколько времени он проведет, колеся со своей группой по Кубе и ища себя "В поисках Фиделя", сейчас не может ответить даже он сам. У фильма нет заранее решенного сценария, бюджета и плана окончания съемок. Главная реакция на "гаванский зигзаг" мэтра еще впереди. Никто этого не ожидал и потому не все успели собраться с мозгами. "Кубинский" Стоун уклоняется от интервью и занимается пока только съемками. На острове ему разрешено пользоваться уникальным партийным киноархивом.
       У будущего фильма две "неудобных" стороны. Во-первых, его нельзя будет обвинить в "партийности" и "зависимости", как это делается со всей нынешней кубинской культурой. И если там прозвучит, что наверняка, критика Кастро, то это будет личная критика режиссера, впечатленного героями герильи, а вовсе не агента "других ценностей - другой системы - другого образа жизни" (цитирую нынешнего Буша). Сложившийся с годами имидж "правдоборца" не позволит просто объявить новую картину "пропагандистской", то есть объявить то можно, но никто не это не клюнет. Получится ведь, что про вьетнамскую войну Стоун сказал "страшную правду", "честно и смело" показывал коммерциализацию спорта, "правдиво и разносторонне" изобразил портрет Никсона, а теперь вот, на старости лет, весь в лаврах, записался к Кастро добровольным пропагандистом. Не очень складно.
       Второе неудобство в том, что "нужный" фильм о Фиделе у американцев уже есть. Именно сейчас на экраны выходит игровое кино о биографии Кастро, где тот выглядит этаким необузданным и самовлюбленным мачо, и основное внимание отдано латиноамериканским страстям, якобы движущим политикой. Не перепутайте, кстати. Кто эту "фильму" снял знать совершенно не обязательно, а зачем, и без объяснений понятно. Продюсеры "нужного" Кастро упрекают Стоуна: стащил у нас тему и снимет теперь своего - "ненужного". Очевидно, что весовые категории "имеющегося" и "снимающегося" заранее несравнимы и контраст будет очевидным. Впрочем, "Прирожденных убийц" Стоуна на его родине уже запрещали к показу в кинозалах. Это заставило Тарантино публично заявить, что Стоун "извратил и неверно использовал" его сценарий. В том же году "Убийцы" лидировали в США на кассетах, и в залах по всей Европе. Наверное, это лучшее его кино. Потому что "Фиделя" пока никто не видел.

Алексей Цветков

Rambler's Top100