WWW.ANARH.RU


Болезнь как врожденный признак старого подхода к идеям нонконформизма на примере "Бойцовского клуба" и "Идиотов". Нестерильный, но апирогенный текст, после юзинга - отдестроить.

КЛУБ ИДИОТОВ

        Два выдающихся кинотворения последних лет могут послужить некоторой наглядной демонстрацией существующих внутри так называемой "нонконформистской" идеи двойственных тенденций. Более конкретно: нас интересует факт переноса мышления старого образца в контекст нового времени.

        Фильм "Бойцовский клуб". О достоинствах и общей эстетике этой ленты можно говорить долго и много, что и было проделано до этого многими обозревателями и рядовыми телезрителями. Мне бы хотелось обратить некоторое количество внимания на то, что в наши ширпотребовские дни еще можно по инерции называть "драматургией". В "Бойцовском клубе" конкретно и при этом неоднозначно (что делает создателям честь) выписана идея социального и мировоззренческого протеста. Неспроста на фоне рушащейся Америкосской мечты так ярко подана Болезнь Раскола - Американская Шиза, тяжкий этический недуг, заболевание негативной эсхатологии. Не имеет смысла надолго застревать на вопросе: очищается ли герой фильма при прохождении через свою шизофрению или же это изначальный неисправимый изъян всякого желания перемен, рожденного в меркантильном буржуазном болоте. Режиссер тактично уходит от однозначных версий.

        Важно другое. В "Б. клубе" во всей красе традиционной киношно-театральной драматургии выстроен конфликт внутри минисоциума, стремящегося воплотить в жизнь Утопию. Для американской культуры в этой связи традиционно представление об угрозе тоталитаризма (достаточно вспомнить гримасничанье "по Станиславскому" Р.Рейгана, вешающего электорату лапшу относительно небогоугодной коммунистической чумы и перспективы красного ада). Вероятно, такова история Американской болезни: перманентная шизофрения, протекающая на фоне бреда о тоталитарности. Захваченный пришлыми культурами материк, на котором была возведена трансляционная антенна Маммоны, видимо, не предлагал иных хворей.

        В фильме есть и пафос, и напряженность, и психологизм - и в то же самое время неспособность в данной экранной фантазии отойти от довлеющего на протяжении десятков лет подхода типа "несовершенна человеческая природа, благими намерениями выстлана дорога в ад (красный, что ли?), а также практическая неподготовленность общества к смене господствующей парадигмы".

        Во всех кассовых шаблонных поделках голливуда давней неприкосновенной догмой стал завет о хэппи энде после напряженного тупо-зубодробильного сюжета. Под это была подведена "серьезная" психологическая телега о различных "компенсациях, отождествлениях и катарсисах" (но кто из нас когда-либо всерьез относился к штатовским психоаналистам?). Этому стал подражать остальной мировой кинематограф, принявший ориентацию на кассовость и результативность шоу. Вследствие этого всякий продукт, изначально задуманный для воплощения в непопсовом, нонконформистском или просто бунтарском ключе вынужденно шел на то, чтобы "хоронить" весь свой итог под обломками собственного протеста. Всем известная ловушка декаданса. Такое положение в "мире идей" стало устойчиво связываться с классической невозможностью изменений, детерминированностью людской природы и изначальным довлением реакционных тенденций в реальности сдавшегося большинства.

        Что и говорить, Брэд Питт в фильме выглядел самым реальным персонажем при всей своей сценарной гиперболизации.

        Теперь о другого рода догмах. "Догма 2" Ларса фон Триера или - "Идиоты". Самая европная из европейских Дания со своей когортой новой культовой эстетики. Одним из самых замечательных на мой взгляд положений манифеста Догмы является декларирование экранного действия как происходящего здесь и сейчас. Никаких погружений в воспоминания, никаких поползновений в грезы. Только визуально доступный факт человеческих поступков, своеобразный Общий Субъект.

        В "Идиотах" аналогичная радикальная идея ломки буржуазных представлений выглядит, естественно, иначе. Она гораздо более документальна и оттого - интересна. Этой настоящести действия фильмы Догмы обязаны своей растущей популярностью в среде молодых интеллектуалов и киноманов. Если "Б. клуб" предоставлял интенсивность переживания Грядущего Бунта, то "Идиоты" демонстрируют конкретное качество личных продвижений в эту сторону. Коммуна "князей Мышкиных" на родине Гамлета брутально сомневается в "бедности" Йорика. Триер демонстрирует все тот же психологизм с поправкой на "континентальную", более глубокую ментальность. Эта глубина точно так же и тем же традиционным для старой драматургии путем ведет к болезни. Эта болезнь - паранойя невозможности, угроза революционной импотенции. Коммуна идиотов действует как альтернативный социум. Используется элемент игры - способ пересмотра своей личности и внешних отношений. Тем не менее в этой экранной фантазии социум и психика героев разваливают это миниобщество на части. По ходу фильма присутствует своеобразный психоаналитический или просто исследовательский мотив - каждый из участников должен откровенно рассказать о тех или иных причинах его неспособности выполнять роль идиота в одиночку, в своей прежней жизни. Так или иначе, идея идиотической группы с самого начала фильма подана с врожденным дефектом раскола. Снова - неподготовленность молодых людей, их бессилие перед своей внутренней природой, толкающей их на конфликт. Бунт против буржуазной морали, порожденный на территории долгожительствующей буржуазной морали обречен на неудачу? Следует помнить и о том, что такова версия режиссера.

        Сравнивая оба подхода - "Бойцовского клуба" и "Идиотов", становится видна, если не тенденция, то определенный повтор искусственного штампа. Претензия на реализм чахнет под напором догматичной драматургии, по которой необходим конфликт, утрата иллюзий, трезвость по отношению к социальным утопиям, "взгляд в лицо неумолимым фактам". Возможно, это было необходимо по правилам игры, которая велась хотя бы в рамках искусства. Но искусство, ограниченное рамками закономерно теряет свою органичность и превращается в культурный продукт-фетиш, он проходит свой путь от жупела до экспоната и почивает в банке данных - некой громадной витрине-кунсткамере.

        Старый драм-подход явственно отражает во всех своих воплощениях имманентную ему болезнь, чистый психосоматический недуг, возведенный в ранг мазохистского миросозерцания. Безусловно, здесь затрагивается вопрос о постижении, к которому (я излагаю традиционную христианскую версию) можно прийти только через страдание. Но, возможно, благодаря такому подходу мы постоянно будем сталкиваться не с выходами на новый уровень самосознания, а лишь с наличием тех или иных культурных (культовых) стигматов.

        Экспансия "Б. клуба" и интроверсия "Идиотов" являются разными сторонами одной и той же попытки духовного прорыва на другую сторону, и единственное, что тормозит эти процессы - наличие прежних, унаследованных, "эмпирически установленных" взглядов на драматургию этой реальности, на падшесть всех без исключения актеров этого театра. Актеры могут испытывать наплывы эйфории во время игры, но режиссерско-сценарный замысел уже сделал проверенную веками вакцину. Считается, что гладкое-сладкое кино о сплошных удачах и с полным хэппи эндом совершенно неинтересно смотреть. Но ведь мы ведем речь не о потреблении сюжетов. В фильме могут присутствовать нетривиальные мысли и - что самое главное - нетривиальные ходы действия. Имеется в виду не крайний формализм, а именно эксперименты в области создания новых отношений метафор сюжета. Ведь многим уже стало понятно, что визуализировать успех - вполне реально. И если искусство в лице передовых своих деятелей будет отходить от клинических форм хронической драматургии, то возможны определенные трансформации в общественном сознании, а значит - расширение поля действия нового взгляда на мир. Искусство на стороне революции способно, не впадая в оголтелый позитивизм, быть по-настоящему позитивным - оно обладает для этого немалым опытом: от копирования и тиражирования консенсусной реальности до самоуничтожения и выхода за пределы прежних ветхих конвенций.

        Для финала хотелось бы набросать пробный образ, почти экспромт: несколько молодых, оригинальных и боевых хэппи эндов организованно устраняют кучки ортодоксальных болячек исторически разложившейся драматургии. Над этим плавно восходит яркий купол новой драмы, целиком посвященной особенностям планетарного взаимодействия Информации и Энергии. (Болячки - не "образ врага", а символ необходимого излечения от окаменелостей мозга).

        Совершенно необходимо в ближайшее время воспользоваться для этого антрактом в подгнивающей потребленческой пьеске нашего Глобального Поселения. Тогда наш большой хэппенинг уже не отличат от лэнд-арта.

mailto:iz@rema.ru
http://akm.rema.ru/txt/kelt
http://rema.ru/observer

Евгений ИS

Rambler's Top100