WWW.ANARH.RU |
![]() |
Болезнь как врожденный признак старого подхода к идеям нонконформизма на примере "Бойцовского клуба" и "Идиотов". Нестерильный, но апирогенный текст, после юзинга - отдестроить.
КЛУБ ИДИОТОВ
Два выдающихся кинотворения последних лет могут послужить некоторой
наглядной демонстрацией существующих внутри так называемой
"нонконформистской" идеи двойственных тенденций. Более конкретно: нас
интересует факт переноса мышления старого образца в контекст нового
времени.
Фильм "Бойцовский клуб". О достоинствах и общей эстетике этой ленты можно
говорить долго и много, что и было проделано до этого многими
обозревателями и рядовыми телезрителями. Мне бы хотелось обратить
некоторое количество внимания на то, что в наши ширпотребовские дни еще
можно по инерции называть "драматургией". В "Бойцовском клубе" конкретно и
при этом неоднозначно (что делает создателям честь) выписана идея
социального и мировоззренческого протеста. Неспроста на фоне рушащейся
Америкосской мечты так ярко подана Болезнь Раскола - Американская Шиза,
тяжкий этический недуг, заболевание негативной эсхатологии. Не имеет
смысла надолго застревать на вопросе: очищается ли герой фильма при
прохождении через свою шизофрению или же это изначальный неисправимый
изъян всякого желания перемен, рожденного в меркантильном буржуазном
болоте. Режиссер тактично уходит от однозначных версий.
Важно другое. В "Б. клубе" во всей красе традиционной киношно-театральной
драматургии выстроен конфликт внутри минисоциума, стремящегося воплотить в
жизнь Утопию. Для американской культуры в этой связи традиционно
представление об угрозе тоталитаризма (достаточно вспомнить гримасничанье
"по Станиславскому" Р.Рейгана, вешающего электорату лапшу относительно
небогоугодной коммунистической чумы и перспективы красного ада). Вероятно,
такова история Американской болезни: перманентная шизофрения, протекающая
на фоне бреда о тоталитарности. Захваченный пришлыми культурами материк,
на котором была возведена трансляционная антенна Маммоны, видимо, не
предлагал иных хворей.
В фильме есть и пафос, и напряженность, и психологизм - и в то же самое
время неспособность в данной экранной фантазии отойти от довлеющего на
протяжении десятков лет подхода типа "несовершенна человеческая природа,
благими намерениями выстлана дорога в ад (красный, что ли?), а также
практическая неподготовленность общества к смене господствующей
парадигмы".
Во всех кассовых шаблонных поделках голливуда давней неприкосновенной
догмой стал завет о хэппи энде после напряженного тупо-зубодробильного
сюжета. Под это была подведена "серьезная" психологическая телега о
различных "компенсациях, отождествлениях и катарсисах" (но кто из нас
когда-либо всерьез относился к штатовским психоаналистам?). Этому стал
подражать остальной мировой кинематограф, принявший ориентацию на
кассовость и результативность шоу. Вследствие этого всякий продукт,
изначально задуманный для воплощения в непопсовом, нонконформистском или
просто бунтарском ключе вынужденно шел на то, чтобы "хоронить" весь свой
итог под обломками собственного протеста. Всем известная ловушка
декаданса. Такое положение в "мире идей" стало устойчиво связываться с
классической невозможностью изменений, детерминированностью людской
природы и изначальным довлением реакционных тенденций в реальности
сдавшегося большинства.
Что и говорить, Брэд Питт в фильме выглядел самым реальным персонажем при
всей своей сценарной гиперболизации.
Теперь о другого рода догмах. "Догма 2" Ларса фон Триера или - "Идиоты".
Самая европная из европейских Дания со своей когортой новой культовой
эстетики. Одним из самых замечательных на мой взгляд положений манифеста
Догмы является декларирование экранного действия как происходящего здесь и
сейчас. Никаких погружений в воспоминания, никаких поползновений в грезы.
Только визуально доступный факт человеческих поступков, своеобразный Общий
Субъект.
В "Идиотах" аналогичная радикальная идея ломки буржуазных представлений
выглядит, естественно, иначе. Она гораздо более документальна и оттого -
интересна. Этой настоящести действия фильмы Догмы обязаны своей растущей
популярностью в среде молодых интеллектуалов и киноманов. Если "Б. клуб"
предоставлял интенсивность переживания Грядущего Бунта, то "Идиоты"
демонстрируют конкретное качество личных продвижений в эту сторону.
Коммуна "князей Мышкиных" на родине Гамлета брутально сомневается в
"бедности" Йорика. Триер демонстрирует все тот же психологизм с поправкой
на "континентальную", более глубокую ментальность. Эта глубина точно так
же и тем же традиционным для старой драматургии путем ведет к болезни. Эта
болезнь - паранойя невозможности, угроза революционной импотенции. Коммуна
идиотов действует как альтернативный социум. Используется элемент игры -
способ пересмотра своей личности и внешних отношений. Тем не менее в этой
экранной фантазии социум и психика героев разваливают это миниобщество на
части. По ходу фильма присутствует своеобразный психоаналитический или
просто исследовательский мотив - каждый из участников должен откровенно
рассказать о тех или иных причинах его неспособности выполнять роль идиота
в одиночку, в своей прежней жизни. Так или иначе, идея идиотической группы
с самого начала фильма подана с врожденным дефектом раскола. Снова -
неподготовленность молодых людей, их бессилие перед своей внутренней
природой, толкающей их на конфликт. Бунт против буржуазной морали,
порожденный на территории долгожительствующей буржуазной морали обречен на
неудачу? Следует помнить и о том, что такова версия режиссера.
Сравнивая оба подхода - "Бойцовского клуба" и "Идиотов", становится видна,
если не тенденция, то определенный повтор искусственного штампа. Претензия
на реализм чахнет под напором догматичной драматургии, по которой
необходим конфликт, утрата иллюзий, трезвость по отношению к социальным
утопиям, "взгляд в лицо неумолимым фактам". Возможно, это было необходимо
по правилам игры, которая велась хотя бы в рамках искусства. Но искусство,
ограниченное рамками закономерно теряет свою органичность и превращается в
культурный продукт-фетиш, он проходит свой путь от жупела до экспоната и
почивает в банке данных - некой громадной витрине-кунсткамере.
Старый драм-подход явственно отражает во всех своих воплощениях
имманентную ему болезнь, чистый психосоматический недуг, возведенный в
ранг мазохистского миросозерцания. Безусловно, здесь затрагивается вопрос
о постижении, к которому (я излагаю традиционную христианскую версию)
можно прийти только через страдание. Но, возможно, благодаря такому
подходу мы постоянно будем сталкиваться не с выходами на новый уровень
самосознания, а лишь с наличием тех или иных культурных (культовых)
стигматов.
Экспансия "Б. клуба" и интроверсия "Идиотов" являются разными сторонами
одной и той же попытки духовного прорыва на другую сторону, и
единственное, что тормозит эти процессы - наличие прежних, унаследованных,
"эмпирически установленных" взглядов на драматургию этой реальности, на
падшесть всех без исключения актеров этого театра. Актеры могут испытывать
наплывы эйфории во время игры, но режиссерско-сценарный замысел уже сделал
проверенную веками вакцину. Считается, что гладкое-сладкое кино о сплошных
удачах и с полным хэппи эндом совершенно неинтересно смотреть. Но ведь мы
ведем речь не о потреблении сюжетов. В фильме могут присутствовать
нетривиальные мысли и - что самое главное - нетривиальные ходы действия.
Имеется в виду не крайний формализм, а именно эксперименты в области
создания новых отношений метафор сюжета. Ведь многим уже стало понятно,
что визуализировать успех - вполне реально. И если искусство в лице
передовых своих деятелей будет отходить от клинических форм хронической
драматургии, то возможны определенные трансформации в общественном
сознании, а значит - расширение поля действия нового взгляда на мир.
Искусство на стороне революции способно, не впадая в оголтелый позитивизм,
быть по-настоящему позитивным - оно обладает для этого немалым опытом: от
копирования и тиражирования консенсусной реальности до самоуничтожения и
выхода за пределы прежних ветхих конвенций.
Для финала хотелось бы набросать пробный образ, почти экспромт: несколько
молодых, оригинальных и боевых хэппи эндов организованно устраняют кучки
ортодоксальных болячек исторически разложившейся драматургии. Над этим
плавно восходит яркий купол новой драмы, целиком посвященной особенностям
планетарного взаимодействия Информации и Энергии. (Болячки - не "образ
врага", а символ необходимого излечения от окаменелостей мозга).
Совершенно необходимо в ближайшее время воспользоваться для этого
антрактом в подгнивающей потребленческой пьеске нашего Глобального
Поселения. Тогда наш большой хэппенинг уже не отличат от лэнд-арта.
mailto:iz@rema.ru
Евгений ИS
|