Фильм, поднимающийся до высот Рабле по степени
гротескности и до Гарсиа Маркеса по "народности" (все вместе делает его похожим
на Гомера), изображает историю Югославии с начала века до
сербско-хорватской войны через историю двух кумов, один из которых представляет
собой анархиста и почти фольклорного "разбойника", другой переходит из
"разбойников" в "революционеры", затем долго остается партийным бонзой в
коммунистической Югославии, эксплуатируая второго кума-анархиста,
чтобы в конце концов, после разоблачения и изгнания, быть расстрелянным на
себско-хорватской войне, среди горящей деревни, в качестве буржуазного,
респектабельного торговца оружием. В бытность свою одним из лидеров югославской
Коммунистической партии он запирает другого в глубокой подвал и заставляет его
находиться там долгое время под тем предлогом, что идет война и его пребывание
вместе с партизанским отрядом в подполье ("андеграунде") необходимо из соображений
революционной стратегии. Оба кума настолько сильны - это поистине эпические
богатыри
,
подчиняющие себе целые народы в одиночку - что именно их взаимоотношения
определяют судьбы государства, они и только они, если победят один другого,
смогут повернуть в другую сторону течение истории. Такое преувеличение возможностей героев заставляет думать, что перед нами два доминирующих в тогдашней югославии типа характера, а сопутствующая всему фильму атмосфера "цыганщины" призвана хотя бы как то снять пафосность столь схематической задачи режиссера. "Левое" как "государственно-тоталитарное", загнав в подполье "левое" как национально-освободительное, долго стоит на этом и открывает памятники, но в итоге все неизбежно кончается пожаром и на поверхность выходят полуслепые и в подлунном мире не ориентирующиеся големы (сын Черного и его невеста), родившиеся в подполье законсервированного на десятилетия восточноевропейского революционного мифа. Самокричный портрет для поколения, к которому Эмир Кустурица сам же и относится.
Сравнивая Кустурицу с другими замечательными режиссерами
Восточной Европы - Миклошем Янчо, Анджеем Вайдой и Душаном
Макавеевым (рассматривая вопрос шире, можно было бы включить сюда и
писателей Эжена Ионеско и Милана Кундеру), заметим, несколько
типологических сходств: их главная тема - не личные "лирика" или "философия",
а история собственной страны т.е. коллективная самоидентификация; в ее
изображении подчеркиваются провинциальность, слабость и отчаянный героизм;
все фильмы пронизаны темой ужасного "старшего брата" или "общего отца" - СССР.
Если "шестидесятники" Вайда и Ионеско довольно апологетически относились к
западной демократии, то для Кустурицы, а еще более Макавеева, это отношение
очень проблематично. Место коллективного "отца" на карте в результате последней
войны занимает новый хозяин – США и, не в состоянии перенести этого,
мифическая Сербия Кустурицы отчаливает от материка в загробный мир. Возможность
такого хода событий лишний раз подтверждается бомбардировками 99-ого
года и натовской оккупацией Косово.
Будучи представителями маленькой страны, эти режиссеры
пытаются озвучить голос всего народа, а не какой-то его части - что было бы
очень странно для западноевропейца, Херцога или Антониони
(похожим образом свое представительство осуществляли латиноамериканские писатели
во время латиноамериканского бума). И именно этот разговор "от имени" облегчает
их проникновение на мировой рынок, превращается в инновационную стратегию.
Мучимые справедливыми комплексами европоцентризма, жюри Канн, Венеции и Берлина
присуждают награды не столько гениальным авторам, сколько их страдающим народам,
подчиняясь своеобразному геополитическому шантажу. У нас, каким-то
неисповедимым образом эту фестивальную тактику умудряется применять
Михалков со своими утомленными цырюльниками и сибирским солнцем, как будто
нынешнее "российское" кино вовсе не наследует к великому монстру революционной
советской киноиндустрии. Возможно, почувствовав неприемлмость такой тактики для
российской ситауции, Эмир Кустурица и не стал в свое время экранизировать
"Это я, Эдичка!" Лимонова, хотя получил на то все коммерческие права.