WWW.ANARH.RU



МАСОНСТВО И АНАРХИЗМ

    "Анархизм - страстная любовь к свободе, выраженная теоретически и практически, когда это становится возможным" - такое определение анархизму дает французский "Словарь франкмасонства". Выход его второго издания был приурочен к 200-летнему юбилею Великой Французской Революции.
    Вероятно, одним из первых анархистов-масонов был Сильвен Марешаль (1750-1803). Будучи во время революции депутатом французского парламента, он неоднократно выступал с речами, критикуя государство. По-видимому, он являлся членом ложи "Верность" (Париж).
    Следующим поворотным пунктом в истории взаимодействия масонства и анархизма стали два посвящения: М.А. Бакунина в 1845 году и П.Ж. Прудона в 1847. Прудон был посвящен в Безансоне, в ложе "Искренность, Союз и Дружба", хотя и не шагнул дальше степени подмастерья. Это знаменитое посвящение окончательно утверждает победу позитивистской линии в Великом Востоке Франции. Как пишет сам Прудон в своем труде "О справедливости в революции и в церкви" (1858): "Как всякий неофит, прежде чем получить Свет, я должен был ответить на три вопроса: Чем обязан человек своему ближнему? Своей стране? Господу? На первые два вопроса мой ответ был выдержан в рамках ожидаемого. На третий вопрос, чем обязан человек Богу, я ответил - войной!" В той же работе Прудон пишет о так называемом антидеистическом масонстве: "Бог масонов... не является ничем, что соответствовало трансцендентной концептуальности. Масонский Бог является олицетворением вселенского равновесия. Бог - это Архитектор, он держит циркуль, наугольник, уровень, молоток. Все инструменты труда и меры. В области нравственности порядок такого Бога - справедливость".
    Масонская карьера Бакунина началась в1845 году, позже он стал членом итальянской ложи Социальный прогресс. 3 апреля 1865 года М.А. Бакунину был вручен патент на 32-ю степень Древнего и Принятого Шотландского Устава от великой консистории Великого Востока Италии.
    Прудон и Бакунин, никогда не находясь в явной оппозиции друг к другу, представляли две линии взаимодействия масонство и анархизма, а шире и всего социалистического (в большинстве своем - немарксистского) спектра. Прудон, Э.Малатеста и др. представляли позитивистскую линию. Они выступали за отмену или преобразование устаревших по их мнению установок и ланд марок. Малатеста вступил в неапольскую ложу в 1875 году, отказавшись подвергнуться "испытаниям", которые считал нелепостью и анахронизмом, и вышел из нее, получив девятую степень Шотландского обряда, в знак протеста против поведения большинства масонов, устроивших торжественную встречу тогдашнему министру внутренних дел Италии Джованни Никотера. Логичным завершением развития этой линии, знаменем которой стал П.Ж. Прудон, стала отмена в 1877 году в Великом Востоке Франции ланд марки Великого Архитектора Вселенной, что привело к фактическому расколу масонства. В дальнейшем для своих работ Великий Восток Франции использует многочисленные цитаты из Прудона (в частности в "Книге Ученика").
    Другая линия, которую можно назвать социальной, была представлена М.А.Бакуниным, Дж.Фанелли (член неапольской ложи с 1863-го), Э,Реклю, которые выступали за активизацию деятельности масонов в социальной сфере. Это пытался обосновать М.А.Бакунин в книге "Современный катехизис масонства". Показательна его попытка создать Мировое братство, в некотором роде пара масонскую организацию [3]. Элизе Реклю (1830-1905), член лож "Избранники храма" и "Возрожедение" вместе со своими братьями и сыном продолжил линию Бакунина, переведя ее в социально- педагогическую плоскость. Анархист, основатель "Современной школы" Франциско Феррера-Гуардия (1859-1909), посвященный в масоны в 1884 году в ложе "Истина" (Барселона), член ложи "Истинные знатоки" (Париж),достиг 31-й степени посвящения. Вместе с Полем Робеном (1837-1912), брюссельским профессором, члена лож "Телем" и "Шотландский Иерусалим" (Париж), Феррера разрабатывал принципы новой педагогики. Широко использовал их идеи Себастьян Фор (1858-1942), вышедший из масонства в 1914 году, руководитель художественной школы "Ля-Руш", редактор "Анархистской энциклопедии".

    Выделение Великого Востока Франции и общее "полевение настроений" в его руководстве, а также наметившиеся эстаблиширование регулярного масонства, фактически не оставляли выбора как анархистам-масонам, так и неофитам-анархистам. Большинство из них вошли в Великий Восток Франции и близкие ему организации (Великая Ложа Италии и т.д.). Появление лож смешанного послушания привело в их ряды и анархистских активисток, например Луизу Мишель (1830-1905) , отбывшую семь лет каторги за участие в Парижской Коммуне, основавшую вместе с уже упомянутым С.Фором, журнал "Либертарий".
    Следующий значимый этап истории взаимоотношений масонства и анархизма приходится на период гражданской войны в Испании. Среди основателей Иберийской Федерации Анархистов и Национальной Конфедерации Труда не мало анархистов-масонов (Висенте Баллестер, Санчес Роза и д.р.). Деятельность этих организаций породило целое поколение анархистов-масонов, среди них был известный художник Жоакин Дельгадо, подмастерье гренобльской ложи "Бессмертные ученики" Великого Востока Франции. Он был казнен 17 августа 1963 года в Испании по обвинению в выступлении против "франкистских синдикатов".
    Нам еще предстоит оценить роль масонства и анархистов-масонов в событиях 1968 года во Франции. Нельзя не упомянуть о существовании ложи "Социальная республика", которая даже в среде "полевевшего" Великого Востока Франции считается радикальной и анархической. Следует также напомнить о продолжительной дискуссии в конце 60-х годов проходившей между антимасонски настроенным анархо-изданием "Черное и красное" и журналом "Свободолюбивый гуманизм", редактором которого был Ж.Леваль, один из руководитель Ибереийской Федерации анархистов, отстаивавшим право анархистов принимать масонское посвящение.

Ансельм

Rambler's Top100