WWW.ANARH.RU



ТАБЛИЧКИ СИГУТИНА

   Вряд ли амбиция футурологического прогноза занимает главенствующее место в списке интенций вкладываемых в произведение современного искусства. Для критики же "взор сквозь века" добрая традиция. За примерами далеко ходить не надо - "Мейнстрим современного искусства в ближайшие пять лет будет определяться..." - это mailradek, текст №1, от 12.08.95. Что еще, кроме как сбывшийся прогноз, позволит критику "самолегитимировать" свой текст как истину и предаться самолюбованию.

   Но бывают исключения, в нашем случае довольно таки забавные: произведение искусства предсказывает и предлагает модель интерпретации масс-медийного клише.

   В апреле 1994 года художник Александр Сигутин провел акцию "Десять заповедей". На обширной территории: в районе от станции метро Курская до Китай-города он развешивал на заборах, стенах домов и любых других удобных плоскостях среднего размера деревянные таблички с варьирующимися текстами заповедей. 1994 год - начало раскачки "новой имперской идеологии" с последующим оголтелым православием, монструозными памятниками Петру, помпезными захоронениями останков царя и реакционным национализмом.

   На акцию Сигутина арт-общественность прореагировала полным молчанием. Критика не воспринимала тенденцию возрождения православия как достойный материал для работы, Сигутина же, с его слов тема эта интересовала с 1987 года, когда в перестроечном Советском Союзе самозабвенно отпраздновали Тысячелетие Крещения Руси...

    Сигутин переместил сакральный текст в зону бытового, низкого менторства: табличка "Не убий" могла соседствовать с предупреждением "За свалку мусора...", "Не курить", "Не сорить". Если уравниваются информационные посылы то и институции их испускающие тоже подводятся к единому знаменателю - русская православная церковь и жилищно-эксплутационная контора, но... Это "но" заключается в том что в языке существует "ЖЭК", а не "жилищно-эксплутационная контора". Следующие несколько лет съели это "но"...

   В прессе, сейчас уже трудно установить когда именно, замелькали новообразованные аббревиатуры - РПЦ и ХХС. Если взглянуть на этот феномен через призму работы Сигутина можно отметить, что произошло экстатическое слияние образов церкви и ЖЭКа, храма и РЭУ. Их сущностные характеристики взаимопрониклись еще раньше. Церковь - нудный, тоталитарно-бюрократический социальный институт - при всем при этом она пытается управлять государством и активно навязывает религиозное мировоззрение опираясь на амбиции недалеких городских политиков возомнивших себя реаниматорами культуры.

   В свете процесса над художником Авдеем Тер-Оганьяном работа Александра Сигутина, незамеченная в свое время, оказалась скорее не сбывшимся прогнозом, а взорвавшейся бомбой замедленного действия в художественном теле страны, а сам процесс над Тер-Оганьяном выглядит так, как если бы дворники пытались захватить власть и за "кощунство" над метлой сажали бы вас в тюрьму.

Владис Шаповалов

Rambler's Top100